ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 04.10.2024

Про уровни цифровой зрелости производственных предприятий и почему это важно

У нас за плечами многолетний опыт внедрения ERP-систем на производственных предприятиях, и мы накопили обширную практику в решении потребностей и проблем бизнеса. Сегодня мы хотим поделиться нашим опытом и примерами из практики.
Каждое предприятие уникально, однако все компании проходят похожие этапы в развитии своих ИТ-систем и сталкиваются с типичными проблемами. Мы уверены, что понимание уровней цифровой зрелости бизнеса помогает эффективно управлять предприятием, обеспечивая устойчивый рост и улучшение бизнес-процессов.

Почему это важно?

Мы рассматриваем предприятие как сложную систему управления, а ИТ-системы — как важнейший инструмент, который может либо значительно повысить эффективность предприятия на каждом этапе управленческого цикла, либо создать новые вызовы и сложности.
В данной статье мы раскроем наше видение этапов развития цифровой среды на предприятиях, рассмотрим типичные системные проблемы, с которыми сталкиваются компании, и обсудим возможности на каждом уровне зрелости.

Уровни цифровой зрелости

Мы выделяем три уровня “взросления“ ИТ на предприятии:

  1. Базовый уровень – это фундамент, без которого развитие и само существование любого серьёзного предприятия невозможно в принципе. Часто его ещё называют «гигиеническим». Это основа управления любого предприятия – учёт и контроль.
  2. Продвинутый уровень – на этом этапе ИТ-системы становятся важным элементом управления бизнес-процессами и начинают приносить ощутимую пользу.
  3. Управление эффективностью – на этом уровне ИТ открывают перед компанией новые возможности для повышения эффективности и увеличения прибыли за счет использования BI и Data Science.

! Важно помнить, что невозможно "перепрыгнуть" через какой-либо уровень цифровой зрелости. Например, невозможно эффективно управлять процессами без качественного учета, а заниматься анализом данных бессмысленно, если не налажены процессы операционного управления.
НЕ знаете с чего начать АВТОМАТИЗАЦИЮ?

Обратитесь к нам!
Топовые эксперты бобдей
поделятся своим опытом автоматизации казначейства и проведут демо системы

1. Базовый уровень (учет)

Это уровень автоматизации управленческого учета и рутинных операций, а также выполнения требований законодательства. Без качественного учета невозможно говорить о каком-либо управлении предприятием.
Почему это важно?

Для эффективного управления предприятием критически важно иметь быстрые и достоверные данные о деятельности компании. К сожалению, внедрение систем, таких как 1C:ERP, не всегда гарантирует достижение базового уровня цифровой зрелости.

Пока базовый уровень не достигнут, об инструментах управления не может быть и речи!
К нам часто обращаются с запросами по внедрению процессов управления производством. Обычно задача звучит примерно так:

‘У нас внедрена 1C:ERP, помогите выстроить процессы сквозного объемно-календарного планирования Продажи→Производство→Закупки или, наоборот, Закупки→Производство→продажи’

Это означает, что у предприятия есть одна или несколько типичных проблем:
  • Рассинхрон между продажами и производством.
  • Срывы сроков по заказам из-за отсутствия сырья и материалов.
  • Замороженные средства на складах в виде избытка сырья или готовой продукции.
  • Замороженные средства на складе ГП (Например, потому что нет регулярной корректировки по данным продаж).
  • Простой производственных линий.

Если эти проблемы знакомы вашему предприятию, то это сигнал о том, что учетные процессы нуждаются в доработке.

Как мы с вами понимаем, для организации сквозного планирования необходимы актуальные данные. Вот какие именно:

  • Заказы покупателей
  • Остатки ГП на складах
  • Данные по выпуску ГП
  • Актуальные рецептуры
  • Остатки СиМ в производстве
  • Остатки СиМ на складах
  • Заказы поставщикам
  • Неснижаемые остатки на каждую позицию СиМ
  • Плечи доставки поставщиков
  • Аналоги
  • и многое другое

И, конечно, мы первым делом идем в учет. А там…
  • «Остатки СиМ корректные есть, но… в Excel»
  • «Выпуски фиксируем только тогда, когда не дает реализацию провести из-за отрицательных остатков»
  • «Рецептуры слишком часто меняются, мы их не успеваем в ERP обновлять»
  • «Заказы поставщикам есть, но не все…»

Эти проблемы вынуждают нас заниматься постановкой учета, вместо решения актуальных задач управления. Этот процесс часто бывает долгим, дорогостоящим и трудоемким.

Критерии, по которым можно понять, что этот уровень у вас закрыт и работает:
  • Отсутствие параллельного учета в Excel (на складе и на производстве)
  • Вам предоставляют любые оперативные отчеты из 1С (остатки, продажи, закупки, обороты, списания, взаиморасчеты и т,д)
  • Между запросом информации и ответом от ответственного сотрудника проходит разумное количество времени

2. Продвинутый уровень (операционное управление)

На этом уровне ERP-система предприятия становится центральным элементом управления операционными процессами, включая диспетчеризацию, планирование производства, управление заказами, логистикой, закупками и продажами.
Почему это важно?

Цифровизация операционного управления позволяет выстроить ключевые процессы предприятия в единую систему, повышая эффективность работы и улучшая способность компании реагировать на изменения.

Пример: Один из наших клиентов, крупный молочный холдинг, который включает в себя:

  • 3 производственные площадки в разных регионах страны (на каждом предприятии своя независимая ERP-система);
  • Торговый дом в Москве, т.е. все продажи централизованы здесь;
  • Логистическую компанию, которая отвечает за хранение и доставку товара;
  • 3PL-склады по все стране.

Проблема — критически низкий уровень сервиса по клиентским заказам.

Учитывая, что основной канал продаж клиента — это федеральные сети, статья расходов “штрафы и компенсации“ за невыполнение условия контрактов занимала критическую долю в БДРе предприятия и неуклонно росла.

Из плюсов — на всех предприятиях был уже достигнут тот самый базовый уровень зрелости, о котором мы говорили ранее.

Как решали проблему?

Подобную задачу можно решить только за счет глубокой и комплексной автоматизации процесса управления заказами клиентов.

Это обусловлено несколькими факторами:

  • Масштабы бизнеса (обработка нескольких тысяч заказов ежедневно);
  • Большое количество связанных ИТ-систем (3 производственных, система логистики, система Торгового дома);
  • Множество участников в процессе исполнения заказа;
  • Необходимость синхронизации всех процессов (Маркетинг, Продажи, Производство, Логистика складская, Логистика транспортная);
  • Сложные алгоритмы расчетов на разных этапах — резервирования, резки заказов, размещения, планирования производства и т.п.
  • Потребность мониторинга состояния каждого заказа от его приемки, до доставки клиенту;
  • Потребность в системе аналитической отчетности.

Все эти задачи были решены на базе конфигурации 1С:ERP.


Результаты внедрения

Мы создали централизованную систему управления клиентским сервисом, которая дала бизнесу следующие инструменты:
  • Централизованная регистрация всех заказов клиентов, с учетом коммерческих условий, стоп-листов и т.п.
  • Сбор сведений об остатках в онлайн-режиме более чем по 100 складам, производственным площадкам и производственным планам;
  • Система размещения и резервирования продукции по заказам на складах и производственных площадках;
  • Мониторинг состояния каждого заказа в онлайн-режиме и сигнализация по отклонениям;
  • Инструменты коммуникации между всеми участниками процесса в привязке к заказу;
  • Аналитическая отчетность по уровню сервиса к каждому заказу.

Эффекты:
  • Отлаженная централизованная система управления клиентским сервисом;
  • Кратно увеличился уровень сервиса;
  • Как следствие, снижение издержек на штрафы и претензии.

Эффекты для бизнеса на втором уровне зрелости

  • Вы управляете не людьми персонально, а процессами предприятия. Видите реальную эффективность процессов и постоянно вносите улучшения.
  • Вы можете получать и анализировать операционные бизнес-показатели в реальном времени, а значит, напрямую влиять на них.
  • Бизнес становится гибким и легко адаптируется к изменениям. Это возможно благодаря тому, что ваши процессы уже оцифрованы и организованы. Чтобы их изменить, часто достаточно внести изменения в ИТ-системы и обновить инструкции для исполнителей.

3. Управление эффективностью

Когда учёт и ключевые процессы отлажены и работают как часы, ваша цифровая среда открывает перед вами новые возможности для развития бизнеса и повышения его эффективности.

На этом этапе накопление качественных данных становится бесценным ресурсом. Инструменты Business Intelligence (BI) и Data Science (DS) позволяют извлекать знания о клиентах, продуктах и процессах, а также находить точки оптимизации и конкурентные преимущества.

Заключение

Цифровизация на всех уровнях зрелости предоставляет вашему бизнесу гибкость, адаптивность и возможность оперативно реагировать на изменения. Каждый уровень важен и необходим для обеспечения устойчивого развития предприятия. Развитие ИТ-систем становится не просто технологическим улучшением, но и стратегическим инструментом для достижения успеха в современном мире.
Автор статьи:
  • Денис Жарук
    директор КСУ

Узнайте, как мы можем помочь вашему бизнесу

Рекомендуемые статьи