Что мешает масштабированию крупного ритейла

и как этого можно избежать при помощи ИТ
Информация
о заказчике
Группа компаний «Эркафарм» — аптеки в формате от киосков до
мегамаркетов, 1400 точек по всей России. 26 лет на рынке. No2 в рейтинге
крупнейших аптечных сетей по итогам 2019 года. Компания включена в
перечень системообразующих организаций России как критичная
товаропроводящая инфраструктура. Топ-500 крупнейших компаний России
по версии РБК. Топ-200 рейтинга RETAILER.
8
федеральных округов
7 900 +
сотрудников
более 7 млн.
покупателей в месяц
62,9 млр.
товарооборот 2019
проблема, с которой пришли
  • из-за сбоя в информационных системах аптеки не могли начать работу;
  • у клиентов периодически не работали карты лояльности;
  • деньги, вложенные в развитие IT-блока, не приносили ожидаемых результатов;
  • все изменения, которые вносили специалисты IT, не учитывали потребности бизнеса. Например, когда вводили новый функционал в 1С к тестированию не привлекли тех, кто будет пользоваться системой. Поэтому все ошибки выявлялись во время полноценной работы.
Гендиректор «Эркафарм» обратился к нам с несколькими проблемами:
Компания хотела масштабироваться, но текущие информационные системы не могли выдержать нагрузку больше.
Что было сделано
Исправили проблемы с открытием аптек
Из-за того, что по утрам аптеки не могли начать работу, а специалисты поддержки не узнавали об этом вовремя, компания теряла выручку и клиентов. Чтобы управлять такими ситуациями и минимизировать потери, мы внедрили систему ITSM (управление IT-услугами). Эта система помогает быстро выявлять критичные ситуации (аптека не открывается, кассы перестали работать и т.д.) и сообщать об этом в отдел IT для оперативного решения проблемы. Так мы помогли «Эркафарм» эффективно исправлять инциденты со своевременным началом рабочего дня в аптеках, корректной работой карт лояльности, ошибками в базах данных и продаже товаров.
Выявили возможности сотрудников IT-отдела
Чтобы понять сильные и слабые стороны компании в IT, сделали оценку ключевых специалистов. На каждого сотрудника ушло около 12 часов.
Проводили:
● собеседование;
● бизнес-игру;
● профессиональное тестирование;
● и заключительное собеседование.
В результате получили профиль каждого сотрудника с сильными и слабыми сторонами. Выяснили, что их мотивирует, а что демотивирует, каждому составили план развития в IT.
Этот аудит помог нам выяснить, что все сотрудники сильно мотивированы на результат, но не могут правильно спланировать свою работу, чтобы достичь цели с минимальными затратами. Поэтому мы предложили руководству провести тренинги по планированию для сотрудников.
Разработали план по масштабированию бизнеса
Чтобы помочь клиенту масштабировать бизнес, нужно было устранить ошибки во взаимодействии информационных системам. Например, за продажу товара отвечает система на кассе, с кассы данные попадают в централизованную информационную систему, из которой их получают другие системы. Если этот путь спланирован неправильно, он может работать на 100 аптек, но вот если задействовать 500 точек, система даст сбой. На этапе анализа ситуации столкнулись с проблемой — у клиента не было архитектурной документации для IT-систем (прописанной схемы взаимодействия всех систем компании). Поэтому, чтобы прежде, чем разработать новую, нам пришлось прописать и нарисовать текущую схему. После комплексного анализа мы предложили целевую архитектурную схему, которая поможет масштабировать количество аптечных пунктов, пользователей, клиентов и процессы без критичных ошибок и финансовых потерь.
Оптимизировали бизнес-процессы
Помимо проблем с 1С (о которой мы рассказали в самом начале) были и другие случаи. Например, когда из-за изменений в отчетах по продажам сотрудники не могли закрыть рабочий календарный период. Поэтому мы предложили добавить этап тестирования всех изменений до вывода их в
рабочий режим. Это позволит отделу IT реализовывать функционал с пользой для бизнеса: исправлять ошибки на этапе тестирования, а не в уже работающей во всех филиалах системе. А также сразу понимать, насколько новый функционал удобен для работы конечных пользователей.
В результате
Внедрение систем управления проблемами (ITSM) помогло компании оперативно реагировать и исправлять ситуации с невозможностью открытия аптек, сбоем работы касс, ошибками в картах лояльности и любыми другими возникающими проблемами. Аудит персонала показал, что сотрудникам необходимо овладеть навыками планирования, тогда они смогут эффективно решать задачи IT, и компания будет получать ожидаемый результат.

По итогу работы мы составили дорожную карту — полный план по реализации изменений и переходу на новую архитектуру IT с рекомендациями по:
  • оптимизации бизнес-процессов и налаживания взаимодействий между подразделениями;
  • исправлению ошибок в работе информационных систем;
  • созданию круглосуточной IT-поддержки.

Также мы подготовили необходимую документацию для дальнейшей работы «Эркафарма» и прописали инструкции для сотрудников IT-отдела.

Соблюдение всех рекомендаций позволит компании без сбоев в IT-системах масштабировать бизнес по количеству работающих аптек, клиентов и персонала.
Получить полную информацию
о решении в PDF
ИТ решения, новости, кейсы
в Telegram - канале
То, что нужно прямо сейчас